Прежде чем приступить к выбору масла для мотора для автомобилей, присутствующих в долгой эксплуатации, необходимо определить: есть ли у Вашего автомобиля какие-нибудь проблемы. Кстати, если вам нужен сертификат соответствия моторного масла, переходите на сайт gortest.com. К примеру, есть ли угар, если «да», то какой (как нередко приходится доливать масло?). Что происходит с давлением масла? Есть ли сторонние звуки, не характерные хорошей работе мотора? И т. д. Если никаких внешних ухудшений в работе мотора нет, то при подборе масла для мотора обязательно обращаем свое внимание на:
Выбор масла для мотора
Хороший выбор свойств эксплуатации масла. Выбираем масла с классификациями и допусками, рекомендуемыми для данной автомобильной модели. При этом не выбирайте масла с минимально возможными требованиями (какие они согласно SAE, API). Остановиться лучше на маслах последних классификаций, в худшем случае (при ограниченных материальных возможностях) – на «маслах-середнячках» (какие они согласно SAE, API). Они хотя и уступают по качествам моторным маслам новейших разработок, однако их свойства все же выше, чем у масел с минимально возможными рабочими требованиями (какие они согласно SAE, API). И уж решительно не стоит выбирать масла с заранее несоответствующими, заниженными показателями и допусками. Данное заявление находит собственное доказательство и в новых каталогах по использованию моторных масел. Внимание свое обратите на тот момент, что в самых последних каталогах также присутствуют модели автомобилей очень давних годов выпуска, а вот моторных масел с устаревшими классификациями, к примеру, с классификацией API SF/CC Вы уже не найдете. Благодаря этому для автомобилей-ветеранов лучше применять масла более свежих разработок и классификаций.
Для «стариков»
Но нет правил без исключений. Существуют ограничения по использованию некоторых современных масел в автомобилях более первых моделей. Обязательно это можно отнести к маслам с пониженной высокотемпературной вязкостью на сдвиг (HTHS – High Temperature High Shear). В новых моделях некоторых автомобилей для уменьшения топливного расхода лучше всего применять масла с пониженной вязкостью (HTHS<3,5 мПа•с), при этом конструкция двигателя специально разработана под применение таких особых маловязких масел. А вот использование подобного энергосберегающего масла в автомобилях более ранних годов выпуска может привести к нарушению нормальной работы двигателя вплоть до выхода его из строя. Это правило относится к маслам, имеющим следующие классификации и допуски: АСЕА А1/В1, А5/В5, АСЕА С1, С2; VW 503.00/506.00/506.01; BMW LL-01FE (Longlife Oil-01FE); Ford 913 A/B или специальные указания на пониженную динамическую вязкость HTHS. Масла с такими спецификациями не пригодны для автомобилей-старичков.
Правильный выбор вязкости моторного масла. Как уже говорилось выше, вязкость масла определяется условиями эксплуатации автомобиля и его состоянием. Именно второй критерий становится определяющим при выборе вязкости масла для поддержанных автомобилей. Следует также помнить и учитывать проблемы при работе двигателя – угар, давление масла и т.п. Если подобных нарушений не наблюдается – ограничений при выборе вязкости масла нет. В этом случае можно руководствоваться только климатическими условиями работы автомобиля и собственным кошельком. На сегодняшний день оптимальной вязкостью с точки зрения всесезонного применения, энергосбережения, низкотемпературных и высокотемпературных параметров, является масло с вязкостью SAE 5W-30. Для японских и американских автомобилей, независимо от года выпуска и срока эксплуатации, эта вязкость по-прежнему остается оптимальной. Более дешевой альтернативой для таких автомобилей может стать масло с вязкостью 10W-30. А вот для европейских автомобилей-работяг лучше применять масла с вязкостью SAE 5W-40 или 10W-40.
При наличии каких-либо отклонений от нормальной работы двигателя выбору вязкости следует уделить особое внимание. В первую очередь следует отказаться от маловязких и энергосберегающих масел. Их пониженная низкотемпературная, а в некоторых случаях и высокотемпературная вязкость может только усугубить уже имеющиеся проблемы, т. к. в условиях изношенности двигателя и нарушения режимов его работы образующаяся защитная масляная пленка становится более тонкой, менее прочной и уже не обеспечивает надежной защиты поверхностей от износа и повреждений. К тому же маловязкие масла имеют более высокую испаряемость. Это увеличивает потери масла на угар и способствует еще большему его расходу. Т. е. в таких проблемных случаях требуются масла с более высокой вязкостью при рабочих температурах. И на первый план выходят масла с вязкостями 5W-50, 10W-50, 10W-60, 15W-50, 20W-50. Но при этом, определяясь с вязкостью, не следует забывать об эксплуатационных свойствах масла. Только грамотное сочетание вязкости и спецификаций масла позволит продлить жизнь даже изношенному двигателю и оттянуть его капремонт.