При расчете норм расхода топлива на тепловозную тягу учитываются отдельно виды работ: грузовая, пассажирская, хозяйственная, маневровая работа дизель-поездов. Первые две являются основными (по объему примерно 91 и 8,5%). Факторами, влияющими на снижение нормы расхода топлива при грузовом движении, являются: средняя масса поезда, техническая скорость, порожний пробег, количество вагонов на роликовых подшипниках, протяженность бесстыкового пути, техническое состояние локомотивов (их средний к. п. д.), структура локомотивного и вагонного парка. При пассажирском движении учитывают среднюю массу поезда, среднюю техническую скорость движения, долю бесстыкового пути на улучшенном основании, энергозатраты на отопление вагонов. При рассмотрении работы дизель-поездов учитывают техническую скорость их движения.
Наряду с указанными на железнодорожном транспорте действуют факторы, повышающие нормы расхода топлива: рост скорости движения поездов; увеличение доли порожнего пробега вагонов, связанного с ростом специализации; повышение маневровой работы тепловозами в результате замены паровозов; понижение уровня технической надежности эксплуатируемых тепловозов вследствие их старения и недостаточного развития ремонтной базы.
Завышению норм способствуют также существенные недостатки в нормировании ТЭР, наблюдаемые в течение длительного времени. Так, например, на отдельных дорогах иногда нормы расхода на тягу поездов устанавливают на основе статистически данных за прошедшие месяцы с небольшой корректировкой в планируемом периоде, в ряде случаев не учитывают изменение условий эксплуатации (скорость движения поездов, число фактических остановок у запрещающих сигналов, продолжительность стоянок локомотивов на станциях и перегонах, время года и т.д.).
Нуждается в совершенствовании система учета расхода ТЭР на локомотивах, влияющая на нормирование. В первую очередь необходимо повысить класс точности расходомеров, применяемых на локомотивах и стендах при капитальном ремонте двигателей. Даже при исправных применяемых приборах разница, обусловленная допусками приборов, может достигать десятков тысяч тонн 272 топлива в год. Их замена на расходомеры повышенной точности позволит более обоснованно внедрять мероприятия по экономии ТЭР и более правильно нормировать их расход.
В связи с действием повышающих факторов и наличием указанных недостатков нормы расхода ТЭР в десятой и одиннадцатой пятилетках имели и имеют тенденцию к увеличению. Для преодоления этой тенденции необходимо более интенсивно внедрять рассмотренные мероприятия, а также усовершенствовать методику расчета норм расхода ТЭР, включив в нее коэффициент загрузки вагонов, долю отправления неполновесных и неполносоставных поездов. В практической работе необходимо принимать меры к увеличению первой величины и к снижению второй.