Подводная лодка, как и всякое инженерное сооружение, сначала изображается на бумаге в виде проекта. Чтобы разработать проект, конструкторы должны знать требования заказчика. Заказчик указывает, какую надводную и подводную скорость должна иметь подводная лодка, какие должны быть глубина и скорость погружения, дальность плавания, определяет вооружение подводной лодки и ставит целый ряд других условий. Все это излагается в так называемом тактико-техническом задании. Разработка проекта — дело не простое, и это понятно. При разработке проекта подводной лодки конструкторы стремятся найти такие решения, которые бы обеспечили будущей подводной лодке все необходимые качества для эффективных боевых действий. Разработку проекта подводной лодки, как и всякого корабля, начинают с определения ее водоизмещения и главных размеров, но для этого сначала определяют вес подводной лодки как сумму весов всех ее основных элементов. Так составляется нагрузка подводной лодки. Вес играет большую роль при проектировании лодки. Составление нагрузки подводной лодки — задача нелегкая. При определении водоизмещения и размеров подводной лодки конструкторы следуют мудрому совету Леонардо да Винчи: «Когда имеешь дело с водой, прежде посоветуйся с опытом, потом -с разумом». И конструкторы обращаются к опыту уже построенных подводных лодок, выбирая среди них подобную той, которую надо спроекти-ровать. Ее данные и служат исходным материалом для проектирования. Очень важно при проектировании лодки выбрать наиболее подходящую форму корпуса. По выбранному образцу определяют размеры будущей подводной лодки. По вычисленным размерам вычерчивают теоретический чертеж. Теоретический чертеж — это проекции сечения корпуса лодки плоскостями, параллельными главным плоскостям проекции — диаметральной плоскости, ватерлинии и плоскости мндель-шпангоута. Заказать создание чертежей 3d можно тут. Проекции нескольких сечений корпуса на диаметральную плоскость называют боком, на плоскость ватерлинии — полуширотой, а на плоскость мидель-шпангоута — корпусом.