После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, на пустыре возле г. Кременчуга развернулось строительство Кременчугского мостового завода.
Страна нуждалась в восстановлении мостов, разрушенных гитлеровскими войсками на всех реках европейской части СССР.
Буквально на пустом месте возникло огромное предприятие, которое уже через год начало отгружать мостовые переходы. В 1946-1956 гг. новые переправы были установлены вместо разрушенных на реках Волга, Кама, Днепр, Дунай, Ворскла, Днестр и многих других.
Одновременно было изготовлено и установлено много новых мостов, связавших крупные промышленные центры по всей стране.
В 1956 году в Советском Союзе началось широкомасштабное освоение целинных и залежных земель. Стране необходимы были комбайны, жатки и другая сельскохозяйственная техника.
В связи с этим постановлением правительства Кременчугский мостовой завод был перепрофилирован в комбайновый завод и уже через месяц быстрыми темпами выпускал их и отправлял на целину.
Наряду с комбайнами, выпускались кукурузно-уборочные, свеклоуборочные и ряд других машин.
Промышленный потенциал страны развивался, строились крупные металлургические предприятия, росли целые города, особенно на Урале и на Дальнем Востоке. Потребность в энергоносителях становилась всё ощутимее. Началось массовое строительство плотин и ГЭС на всех крупных реках Советского Союза.
В 1958 году принято решение на базе кременчугского комбайнового завода создать автомобильный завод КрАЗ, который должен выпускать большегрузные автомобили, в первую очередь – самосвалы, необходимые для участия в строительстве плотин.
Срочно было переброшено оборудование и специалисты из Ярославского автомобильного завода.
И уже на первомайской демонстрации 1959 года в Кременчуге величественно прошли самосвалы КрАЗ-222 в количестве 10 штук, которые затем были отправлены в Москву.
Впоследствии завод КрАЗ значительно расширил номенклатуру выпускаемых автомобилей.
Кроме самосвалов, это лесовозы, бортовые автомобили, автомобили-тягачи, широкий модельный ряд спецтехники:
- Автомобили под установку нефтяных вышек;
- Для заливки бетона при строительстве высотных зданий;
- Автокраны,
- Автоцистерны для заправки самолётов;
- Пожарные автомобили;
- Бетономешалки и другие машины.
До 1991 года завод КрАЗ выпускал 30000 автомобилей ежегодно, экспортируя свою продукцию в 72 страны мира.
После распада СССР, место украинского грузовика в России, заняли КамАЗ и МАЗ. Довольно схожие технические характеристики российских грузовиков с украинскими, плюс дешевые запчасти, позволили полностью заменить на внутреннем рынке РФ, машины Кременчугского автозавода.
В настоящее время ПАО Авто КрАЗ, наряду с выше перечисленной номенклатурой, продолжает осваивать перспективные направления в автомобилестроении.
Так с 2012 года серийно изготавливаются автомобили с компоновкой «кабина над двигателем», автомобили с «интегральным капотом», а также внедряются новые разработки и технологии.
В заключение можно сказать, что автомобиль КрАЗ – это и сегодня образец надёжности, запаса прочности и долговечности, который действительно проверен временем и дорогами.