Цементируемые
Такие стали пользуются определенным спросом, так как отличаются высоким качеством, изготавливаются из высокообогащенной руды с применением современных технологий в металлургии. Из этой категории проката, большинство машиностроителей изготавливают детали машин. Качественная сталь 16mncr5, относится к цементируемым маркам. Из нее прокатывают прутки, полосы, бруски, пластины и трубы по европейскому стандарту EN 10084. Не относится к специальным сталям.Кроме железа, в состав стали входят такие элементы как: углерод и кремний в пределах 0.54-0.59 %, марганец 1 – 1.3 %, хром 0.8 – 1.1 %, остальное фосфор с серой не больше 0.06 %. Цементация и аустенизация производятся при температуре 880 – 960 ⁰С. Может иметь отпускную хрупкость. Твердость по Брюнелю составляет 187 МПа. Из нее изготавливают различные цементируемые детали небольших сечений, которые используются в условиях интенсивного трения.Относится к категории стали, которая трудно сваривается. Чтобы получить качественное сварное соединение, детали необходимо подогреть до 200 – 300 ⁰С, и в последствии отжечь.
Конструкционные
К этой категории относится марка стали 34crmo4, которая имеет повышенную обрабатываемость резаньем. Применяется для изготовления колец запорного подшипника полуоси автомобилей, поковок общего значения, деталей паровых и газовых турбин, трубных фланцев и деталей для соединения металлоконструкций.Отпускной хрупкости не имеет, относительно трудно сваривается. Предел кратковременной прочности на разрыв прутка составляет 930 МПа, а поковки 550 -600 МПа. При разрыве прутка в лаборатории, относительное удлинение может составить 11 %, а поковки 16-18 %. Ударная вязкость 780 – 400 кДж/м2 соответственно.Кроме железа в состав стали входит свинец 0.15 – 0.3 %, углерод 0.34 – 0,4 %, марганец 0.6 – 0.9 %, никель до 0.3 %, хром 0.8 – 1.1 %, кремний 0.17 – 0.37 %, медь и молибден до 0.45 0.55 %, остальное сера и фосфор до 0.065 %.Твердость стали по Брюнелю составляет 229 МПа. При термической обработке применяется масляное закаливание при температуре 880 ⁰С и последующее охлаждением в воде. Может иметь мелкие внутренние трещины (флюкены), которые образуются водородом, выделяющегося при охлаждении после термообработки. Чтобы избежать этого явления, европейские производители производят вакуумирование сплава, уменьшая таким способом содержание водорода.