Век мировой авиации открыл изобретатель адмирал А. Ф. Можайский. Созданный им воздухо-плавательный снаряд (самолет) построили в настоящую величину в первой половине 80-ых годов XIX века. Кстати, если вас интересует подробнее о военном обозрении “Армия и флот”, переходите на сайт armflot.ru. В декабре 1903 года пионеры авиации американские конструктора и лётчики братья Райт-Уилбер и Орвилл— первыми в мире сделали полет длительностью 59 секунд на выстроенном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания.
Воздухоплавание понемногу занимало собственное место в вооружённых силах России . Во второй половине Девятнадцатого века на вооружении состояли воздушные шары. В конце столетия действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 годах в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись варианты применения воздушных шариков в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения). Удостоверившись в полезности использования привязных шаров, Военное министерство решило создать специализированные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров.
К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 году в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее задействовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 году оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку (начальник — генерал А. М. Кованько) выстроить 5 аэропланов. После военное ведомство закупило у зарубежных фирм несколько самолетов Райта и Фармана. Между тем в России появилось несколько индивидуальных фирм по изготовлению моторов и самолетов. Отдельные из них являлись дочерними фирмами французских заводов. С 1909 по 1917 годах в России появилось более 20 авиационных фирм.
В 1904 великий российский ученый профессор Жуковский, которого В. И. Ленин именовал «отцом русской авиации», создал первый аэродинамический ВУЗ в Кашине под Москвой. Он был в числе тех, кто первый раз разработал проблемы воздушных полетов. Еще в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века Н. Е. Жуковский на основе наблюдений и исследований в теории обосновал способность самолета исполнять разные фигуры, также и «петлю». Но ни один летчик мира до 1913 года не дерзнул на аналогичный маневр. Лишь П.Н.Нестеров, обладая великолепным летным мастерством, точно вычислил и изобразил на схеме, на какой высоте будет делать «петлю», сколько сотен метров должен пикировать самолет, чтобы развить достаточную скорость, когда выключить и когда вновь включить мотор, каков выйдет диаметр замкнутой кривой. По данным вопросам Нестеров консультировался с Н. Е. Жуковским.
1905—1912 гг. были временем реформ в Вооружённых Силах России (Русской Императорской Армии и Флоте), проводившихся после поражения России в русско-японской войне, выявившей существенные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении Вооружённых Сил.
В 1910 году, во второй период Военных реформ (1909—1912) годов настало создание Русского Импе-раторского военно-воздушного флота, в данный же год в Вооружённые Силы России были закуплены самолеты производства Франции. Построены две летные школы — в Гатчине и Севастополе, которые начали подготовку пилотов. Одним из первых руководителей русской авиации был князь Александр Михайлович, который стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем, а в дальнейшем шефом Императорского ВВФ.