Газобаллонное оборудование – это выгодная, надежная и экологичная система. Но так было не всегда. Первые попытки перевести бензиновый двигатель на газ никак нельзя назвать эталонными. Ниже мы поговорим об эволюции газотопливных систем: с чего все начиналось и как шло развитие.
Первые шаги
Сначала была придумана система с механическим дозатором газа. Она подходила исключительно для карбюраторных двигателей. Использовались как электронные, так и вакуумные редукторы. Лямбда-зонд предусмотрен не был.
Такое ГБО отличалось простотой конструкции. Правда, если говорить о нормах безопасности, то здесь все плохо.
Внедрение электронного дозатора
Главное отличие ГБО 2 поколения в том, что в нем используется электронный дозатор газа, работающий на основе данных датчика кислорода. Эта система более экологична и безопасна. В отличие от ГБО 1 поколения, ее можно устанавливать на автомобили с инжекторным двигателем.
Дальнейшие модернизации
Далее появилось ГБО 3 поколения. По конструкции оно очень схоже с предыдущей системой, но с определенными изменениями. В частности, разработчики внедрили электронный блок управления, отвечающий за дозировку газовоздушной смеси:
- Повысилась точность дозации, а вместе с этим рентабельность.
- Нормализовалась работа двигателя и уменьшился его износ.
- Снизилась токсичность отработанных газов.
ГБО 4 поколения
Это принципиально новая система, в которой используются электромагнитные форсунки, и газ отдельно подается на каждый цилиндр. Широкие возможности по настройке электронного блока управления в оборудовании 4 поколения позволяют добиться максимально подходящего состава топливной смеси, исключая ее обеднение или чрезмерное обогащение кислородом.
Перечень достоинств:
- Переключать топливные режимы можно при помощи специальной кнопки, не прекращая движение.
- Оборудование соответствует экологическому стандарту «Евро 3».
- Двигатель работает очень ровно, без хлопков. При этом его мощность практически не снижается.
- Высокоточная дозация обеспечивает максимальную экономию.
- Все соединения унифицированы, что позволяет исключить ошибки при монтаже.
Примеры современных комплектов ГБО на авто можно посмотреть по ссылке https://www.gaspart.ru/.
ГБО с подачей газа в жидком виде
ГБО 5 поколения – единственная система, в которой газ поступает в цилиндры в жидком виде. Благодаря этому двигатель теряет еще меньше мощности, чем в случае с газобаллонным оборудованием 4 поколения. При этом запускать мотор можно на газу без ограничений, тогда как во всех остальных случаях сделать это при отрицательных температурах довольно сложно (сначала нужно прогревать на бензине).
Среди недостатков можно выделить:
- Повышенные требования к качеству топлива.
- Сложная конструкция и, как следствие, дорогостоящий ремонт.
- Высокая стоимость.
Проблема с качество газа в России стоит очень остро. Это одна из главных причин, по которой ГБО 4 поколения сегодня остается наиболее популярным и, вероятно, не будет сдавать позиции в ближайшее время.