...

В логистике перевозка грузов классифицируется, исходя из вариантов погрузочно-разгрузочных работ (технологии процесса), способов транспортирования, вида используемой тары и ряда других признаков. Отдельной группой, с массой специфических требований, выделяется перевозка наливных грузов. Чем же характеризуется такой тип деятельности и каковы его особенности? В этом нам поможет разобраться транспортный портал wtransports.com.

Что такое наливной груз?

В классическом (наиболее используемом) определении грузы наливные – это жидкие (газообразные) продукты, не имеющие упаковки (тары), для транспортировки которых используются специально изготовленные емкости (цистерны, бочки и др.) Условно их можно объединить в несколько групп:

  • нефтегрузы (сырая нефть, светлые и темные нефтепродукты, масла), этот вид составляет 90% от общего объема перевозок наливных грузов;
  • химические грузы (щелочи, кислоты);
  • жиры и пищевые грузы (животные, растительные, патока, спирты, винные материалы, меласса и др.);
  • сжиженные газы (перевозимые под давлением, охлажденные, комбинированные).

Сверяясь с общепринятой классификацией грузов, становится понятно, что наливные грузы, как правило, габаритные, тяжеловесные. Требуют уникальных (для каждого свои) условий хранения. Большинство из них должны оберегаться от атмосферного воздействия. Они могут быть различных классов опасности (взрыво- и огнеопасными; вредными для здоровья человека и т.д.)

Тара для перевозки наливных грузов

Наливные грузы, исходя из своего предназначения, перевозятся:

  • в различных типах цистерн;
  • танк-контейнерах;
  • флекситанках (Flexi Tank);
  • IBC контейнерах;
  • бочках.

Цистерны

Основные спецификации цистерн для наливных продуктов:

  • емкость (от 20 до 40 тыс. литров);
  • длина (от 13,7 до 16,1 м);
  • собственная масса (от 4,5 до 6 т).

Дополнительные параметры:

  • количество отсеков;
  • рабочее давление;
  • конструктивные особенности (схема подвески и пр.).

Для цистерн, предназначенных к перевозке пищевых продуктов (масла, вина, молоко и пр.) особые требования предъявляются к чистоте емкости. Здесь санитарно-гигиенические нормы ставятся во главу угла. Так, масло является продуктом, очень хорошо впитывающим посторонние запахи. Его перевозка должна осуществляться в идеально чистой емкости.
В качестве обязательного условия выдвигается требование соблюдение температурного режима. Так, патока и шоколад перевозятся в цистернах из высоколегированной стали, оборудованных системой подогрева и контролем температурного режима. Наоборот, молоко перевозится в емкостях, предотвращающих его свертывание в самую большую жару.
К цистернам, перевозящим химические вещества, требования еще жестче. Здесь особое внимание уделяется прочности – из-за агрессивности перевозимых жидкостей. Для нефтепродуктов особое условие – герметичность (вода категорически не должна попадать внутрь емкости). Обязательное условие транспортирования – пожаробезопасность.
При перевозке сжиженных газов уделяется внимание тому, как цистерна выдерживает определенную температуру и давление.

Танк-контейнеры

Это специализированное устройство для транспортировки жидкостей. Конструктивно представляет собой раму и собственно емкость (от 21 до 33 тыс. литров). Агрегатируется дополнительными приспособлениями: клапана (сливные и аварийные), термометры и др. Подогрев жидкостей может осуществляться паровой или электрической системами. Танк-контейнер оборудуется для перевозки грузов любого класса опасности.

 

Флекситанки (Flexi Tank)

Специфическое оборудование, разработанное для перевозки жидкостей. Конструктивно – это своеобразные многослойные мешки для транспортирования неопасных химических веществ. Объем флекситанков – от 21 до 25 тыс. литров. Транспортирование производится в стандартных 20 футовых контейнерах. Конструкция одноразовая, она исполняется в таком варианте, чтобы можно было без ее проблем утилизировать. Собственная масса в сложенном виде не превышает 60 кг.

 

IBC (Intermediate Bulk Containers) контейнера

Конструктивно – пластиковые или металлические контейнера, имеющие объем в 1м³ (от 1040 до 1250 литров). Тара многоразовая. Применима для транспортировки жидкостей и гранулированных субстанций. Преимущество таких контейнеров в возможности их штабелирования стандартными погрузочными механизмами (например, вилочными погрузчиками). Практическое применение – промежуточное звено между крупнотоннажными емкостями и унифицированной потребительской тарой.

Бочки

Объем бочек, как правило, составляет 200 литров. Могут исполняться из стали, пластика, картона. Применяются для перевозки агрессивных (опасных) грузов. Стальная тара имеет ребра жесткости. Крышки бочек завариваются или крепятся болтами, имеющими герметизирующие вставки.

Способы перевозки

Перевозка наливных грузов осуществляется любыми транспортными средствами: автотранспортом, железнодорожным составами, морским транспортом, авиалайнерами.

  • Грузовой поток, перевозимый железнодорожным транспортом на 20% – наливные грузы. В большинстве случаев транспортировка происходит в вагонах-цистернах. Более экономичные танк-контейнера – альтернатива цистернам. Они обладают большей степенью герметичности. Кроме того, такая тара значительно облегчает логистические операции (погрузка, выгрузка, перегрузка на другой вид транспорта, складское хранение). Для ж/д перевозок не подходят флекситанки, ввиду высокой вероятности их повреждения при маневрах.
  • Автомобильный транспорт – наиболее универсальный способ перевозки наливных грузов, т.к. существуют прицепы (полуприцепы), тягачи для всех существующих типов наливной тары.
  • Морской транспорт наиболее эффективен для доставки жидких продуктов из мест добычи к месту переработки.
  • Авиатранспорт используют, как правило, для доставки наливных грузов в труднодоступные места.

Особенности перевозок наливных грузов

Основная особенность транспортирования наливных продуктов – высокие требования к профессионализму перевозчика. Здесь речь идет о технической исправности подвижного состава и мастерству людей, непосредственно осуществлявших перевозку.

 

От admin

Добавить комментарий